Консультация логопедов

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

Детский сад № 91 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Консультация логопедов

 

 

      

Здравствуйте!

Давайте познакомимся.

 

  Мы – логопеды ГБДОУ №79 Фрунзенского района

  Сумцова Татьяна Александровна и Левитан Елена Борисовна.

  В течение последних 4х лет мы курируем д/с N91. Ежегодно мы проводим обследование речи ваших детей. В процессе своей работы нам приходилось сталкиваться с тем, что не все родители знают о том, в чем заключается наша работа, для чего проводятся данные обследования и насколько важно раннее выявление речевой патологии, и своевременное оказание специальной помощи нуждающимся в этом детям.

  Мы хотим предложить всем родителям полную информацию о нашей работе в вашем детском саду на этом сайте, с которой вы можете познакомиться в удобное для вас время.

   В процессе работы в вашем детском саду мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Обследование речи всех детей, посещающих детский сад, в возрасте от 2х до 6ти лет.

2. Соотнесение состояния речи каждого обследуемого ребенка с возрастной нормой.

3. Выявление патологических особенностей: серьезных нарушений звукопроизношения или отставания в развитии всех сторон речи ребенка. Постановка предварительного речевого диагноза.

4. Направление детей с серьезными речевыми патологиями на ТПМПК (территориальную психолого – медико – педагогическую комиссию) для комплексного медико – педагогического обследования, уточнения речевого диагноза и определения типа детского учреждения, где ребенку будет оказана полноценная комплексная помощь специалистов (педагогов и мед. работников).

5. Направление детей с нарушением отдельных звуков речи в группу НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков) для занятий с логопедом,

работающим на базе ГБДОУ №91.

6. Консультации для родителей по вопросу состояния речевого развития их детей и вариантов возможной помощи в преодолении речевой патологии.

   Напоминаем: обследование состояния речевого развития детей, постановка речевого диагноза, направление на ТПМПК и в специализированное дошкольное учреждение компенсирующего вида производится только с письменного согласия родителей или лиц их замещающих.

  Надеемся, что информация, помещенная в данном разделе, пригодится не только тем родителям, чьи дети страдают речевой патологией, но и всем неравнодушным мамам и папам, мечтающим о том, чтобы их ребенок вырос не только крепким и здоровым физически, но и владеющим чистой, благозвучной развитой речью.

 

Развитие речи детей от двух до пяти лет в норме

 Думаем, все родители знают, что речевая функция формируется в дошкольном возрасте. Точнее, период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

  Наукой доказано, что без своевременного речевого общения, без речевой среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Дети «Маугли» по возвращении в человеческое общество в возрасте старше 5 лет так и не смогли научиться говорить.

  Необходимо помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, мы способствуем развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливая условия для успешного обучения в школе.

  Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие – либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью и на сколько быстро и успешно он сможет их преодолеть.

  В помощь таким родителям мы хотим предложить информацию о том, как развивается речь ребенка в норме. Конечно, не все дети развиваются одинаково, но внимательным родителям это поможет вовремя заметить  какие – либо проблемы, отставание речевого развития малыша и своевременно обратиться за помощью к специалистам.

 

Характеристика речи детей 2 – 3 лет

      Между двумя и тремя годами становится особенно заметным скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Некоторые дети до двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они уже лучше понимают речь окружающих людей.

    После двух лет идет интенсивное  накопление словаря. Количество слов к трем годам в активной речи достигает одной тысячи. В речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляется глаголов (25%), прилагательных (10%), появляются местоимения и предлоги (на, в, под). При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов (большой – маленький), но все чаще называет их цвет, форму, свойства и качества (красный, круглый, чистый, сладкий и т. д.).

Дети еще могут смешивать названия сходных предметов (кружка – чашка), а также использовать одно слово для названия нескольких сходных предметов: словом «шапка» называют фуражку, шляпу, кепку и т. д. Почти не называют дети детали сложных предметов: у машины – кузов, кабина, колесо. Не выделяют части тела животных: у зверей – туловище, лапы, у птиц – перья, крылья, клюв и т. д.

  В грамматическом отношении речь ребенка далеко не правильна. В течение первого полугодия в речи детей появляется правильное употребление форм косвенных падежей существительных: винительного, родительного, творительного.

  Глаголы настоящего времени употребляются в единственном и множественном числе, кроме 2 лица множественного числа. Появляются формы прошедшего времени глаголов. Поначалу без согласования в роде с существительными.

  Связная речь только начинает формироваться. К концу третьего года ребенок овладевает ситуативной речью, то есть может рассказать о том, что он видел, что узнал, что он хочет, но связного рассказа большинство детей еще не дает. Малыш уже способен воспринимать простые сказки, рассказы.

  Звукопроизношение еще не соответствует норме. Отсутствуют шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, которые заменяются свистящими или звуком Т, а также звуки Л, Р. Твердые и мягкие звуки не всегда дифференцируются.

  Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно.

  Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не умеют говорить шепотом, им трудно произвольно менять силу голоса.

 

Характеристика речи детей 3 – 4 лет.

  На 4ом году дети легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Дети сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются.

  Словарный запас достигает приблизительно 2000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные (1, 2…). Начинают появляться в активной речи слова – понятия: одежда, посуда, игрушки и т. д. Ребенок начинает использовать притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (мамин, папин).

Трехлетние дети видят предмет как целостный образ, не умеют замечать детали. В связи с этим в их речи мало слов – названий частей предметов: частей тела животных, составных частей сложных вещей. Не пользуются дети еще и словами – названиями дополнительных цветов: сиреневый, розовый, фиолетовый. В то же время они хорошо связывают конкретный предмет с характерным для него цветом: снег белый, трава зеленая.

  Совершенствуется грамматический строй языка. Дети правильно согласуют слова в роде, числе и падеже (в единственном числе), употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за. При этом часто наблюдаются ошибки при согласовании существительных среднего рода с прилагательными, неправильно употребляются падежные окончания существительных во множественном числе родительном падеже. Дети обычно склоняют несклоняемые существительные («без пальта»). Наблюдаются ошибки в изменении по лицам даже часто употребляемых глаголов.

  Звукопроизношение. Появляются твердые согласные свистящие (С, З, Ц), к четырем годам шипящие (Ш, Ж). Речь становится более отчетливой. Правильно произносят гласные: Э, Ы, к норме приближается звук Х.Дети верно воспроизводят слова со стечением 2 -3 согласных. Становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3 – 4 слога). В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных еще нередки пропуски звуков и слогов, их перестановки.

  Трехлетние дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 3 -5 слов. Но они еще не способны логично, связно и понятно для окружающих рассказать о чем – то увиденном, пересказать содержание сказки или рассказа. Ребенок не может самостоятельно описать картину, лишь перечисляет отдельные предметы или действия. При этом хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

  Ребенок еще не всегда правильно управляет своим голосом (не может менять громкость, высоту голоса, темп). Совершенствуется речевой слух ребенка. Он легко различает на слух близкие по звучанию слова. Подмечает неточности звучания слов сверстников.

 

Характеристика речи детей 4 – 5 лет.

  Дети 4 – 5ти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут устанавливать простейшие связи и отражать их в речи.

  Словарь увеличивается до 2500 – 3000 слов. Дети начинают активно пользоваться собирательными существительными (посуда, овощи, фрукты). Появляются слова, обозначающие части и детали предметов, существительные – названия профессий, инструментов, трудового оборудования. Появляются притяжательные прилагательные, а также сравнительная степень прилагательных. Идет усвоение возвратных глаголов и приставочных.

  Грамматический строй речи. В возрасте 4 – 5 ти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно – падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Употребляются предлоги в самых разнообразных формах. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Формируется навык словообразования. Идет усвоение суффиксов уменьшительности, увеличительности и др.

  Звукопроизношение. Становление нормального звукопроизношения завершается к 5ти годам. У большинства детей звуки уже введены в речь. Наблюдается только некоторое смешение звуков С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (шерстяной). Звуки Р и Л еще могут отсутствовать.

  Связная речь. Предложения становятся распространенными с однородными дополнениями, обстоятельствами, определениями. Дети начинают выражать свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями, используя вводные конструкции. Чаще используют сложносочиненные предложения, реже сложноподчиненные. Некоторые типы предложений вызывают затруднения. При употреблении сложноподчиненных предложений часто опускается главная часть (начинают с союза ПОТОМУ ЧТО). Возрастает количество синтаксических ошибок в предложении. Появляется перессказ прочитанного текста. Речь становится более связной, последовательной. Идет овладение диалогической  и монологической формами речи.

  Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

 

Трудности в овладении речью, на которые нужно обратить внимание

Знания о нормальном речевом развитии должны помочь родителям в их наблюдениях за речевым продвижением собственных детей. В некоторых случаях может проявляться несоответствие норме, отставание в развитии каких – либо речевых функций, и родителям необходимо знать, на что следует обратить пристальное внимание, а не выжидать, пока все образуется само собой.

Что должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием речи их детей?

 

Два года

 Отсутствие речи в два года при сохранном слухе.

Если есть активное общение со взрослым, с помощью жестов и звукоподражаний, то в ближайшем будущем должна появиться речь.

~В два с половиной года речь не появилась.

Рекомендуем обратиться к специалистам: невропатологу, логопеду и начать активные специальные занятия, чтобы побудить ребенка к речевому общению.

 

Три года

Отсутствие фразовой речи или резко аграмматичная фраза при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Часто это бывает при системных нарушениях речи и проявляется общим недоразвитием речи разной степени.

На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблюдается нарушение плавности речи из –за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата («заикание развития»).

Очень быстрый темп речи, «проглатывание окончаний», при этом частые повторения слогов, напоминающие заикание, но без судорог.

Плохая непроизвольная память. Ребенок с трудом запоминает стихи и потешки, даже после многократных повторений.

 

Четыре года

Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены: шипящих на свистящие, возможны замены твердых согласных звуков на мягкие или искаженное произношение имеющихся звуков. Речь невнятная, малопонятная, звучит как у двухлетки.

Нарушения слоговой структуры слов. Ребенок не может произнести правильно слово из 3 – 4 слогов или слова со стечением согласных, пропускает звуки, слоги или переставляет их.

Сохраняются стойкие аграмматизмы в речи.

Ребенок испытывает большие трудности в пересказе хорошо знакомых сказок. Не может выучить короткое стихотворение (переставляет слова, пропускает слова).

 

Если Вы наблюдаете подобные нарушения в развитии речи вашего ребенка, то вам следует, как можно быстрее, обратиться за консультацией к специалисту – логопеду. Логопед поможет вам отличить серьезное комплексное нарушение речи от временной темповой задержки, объяснит, как заниматься с малышом дома. В случае тяжелого нарушения речи, логопед может рекомендовать вашему ребенку посещение специализированного логопедического детского сада.

Надеемся, что данная информация поможет вам ориентироваться в особенностях речевого развития вашего ребенка, а значит и оказать ему необходимую своевременную помощь.

                                       С уважением и пожеланиями наилучших успехов в      

                                                развитии речи ваших детей,               

                                     логопед высшей категории ГБДОУ №79 - Сумцова Т. А.

Дата последнего обновления страницы 14.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения